Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их
интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и
интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4
по 6 мес. -- на 7,5 см, с 7 по 9 мес. -- на 4,5-6,0 см, и с 10 но 12 мес. --
на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см.
	Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так:
в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а
в течение второго -- по 400 г ежемесячно.
	Происходит резкий "скачок" в совершенствовании двигательных функций -- от
полной беспомощности до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками.
	Вместе с тем из-за недостаточной зрелости пищеварительного тракта еще довольно
часты желудочно-кишечные заболевания. Но питание только грудным молоком
приемлемо лишь в первые 4 месяца. С введением прикорма другими продуктами
изменяется процесс их переваривания и начинают вырабатываться пищеварительные
соки несколько иного состава.
	Обмен веществ ввиду возросшей нагрузки подвержен нарушениям: могут возникнуть
рахит и анемия (малокровие). В грудном возрасте ребенок теряет приобретенный
материнский иммунитет, а собственный еще недостаточно развит. Это (а также
особенности строения его дыхательной системы -- незрелость тканей легкого,
узость носовых ходов, трахеи, бронхов) вызывает частые пневмонии, бронхиты,
вирусные заболевания (грипп, ОРВИ). Противовес им -- закаливание детей:
массаж, гимнастика, водные процедуры.
	АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
	Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко
наступают перегревание или переохлаждение организма.
	Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне
нежелательного ожирения.
	Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2
мес. закрывается малый родничок, а к году -- большой. Слишком раннее их
зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и
последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях)
сопутствует гидроцефалии -- водянке головного мозга.
	Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба,
затем 2 -- верхних, после них -- еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и,
наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен
иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры,
беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей,
так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы
прорезывались быстрее -- дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко,
морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) "сбивать" не следует -- она
естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).
	Мышечная система. Если поза, когда у ребен ка руки в покое согнуты в локтях, а
ноги -- в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес.,
сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может
быть признаком неврологического заболевания.
	Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему
развитию легких.
	Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий
составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -- 35-40, в 7-12 мес. -- 30-35
вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара
пульса.
	Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса
сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту.
Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.
	Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому
до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в
промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором
глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной
соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует
вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической
реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.
	Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике
питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза
больше пищи, чем взрослому.
	Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся
эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз
в сутки.
	Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает
фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет,
сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову,
производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся
более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго
приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее
прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он
отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки,
опирается ногами.
	Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит
за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на
обращение к нему улыбается, "гулит". При прикосновении к стопам ребенок уже не
пытается ползти -- этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно
удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно
улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости
груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. П роя вляет чувства
-- любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.
	В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом
реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.
	5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к
нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах,
поддерживаемый под мышки.
	6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на
четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами,
переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки.
	Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.
	7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при
опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами.
	Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.
	8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за
кроватку.
	Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при
поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.
	9-месячный выполняет довольно сложные движения -- перебирает игрушки,
выполняет простые просьбы: "дай ручку" и др.
	Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку.
Садится из вертикального положения.
	10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку.
	Подражает движениям взрослых. Начинает произпсить простые слова.
	11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых
предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце
первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его
запас около 10 слов.
	ЗАНЯТИЯ:
	От 1 до 3 месяцев. Выкладывать ребенка на жив зт не только перед кормлением,
но и в середине бодрствования, периодически подставлять к стопам ребенка свою
ладонь (опора при ползании).
	От 3 до б месяцев. Разговаривать с ним, вызывая ответный лепет. Часто и на
более долгое время класть ребенка на стол или в манеж на живот, стимулируя
ползание, протягивать ему игрушки. Показывая их сбоку, добиваться
переворачивания. В этом возрасте ни в коем случае не следует ни ставить, ни
сажать ребенка.
	Из рекомендуемых игрушек функциональны кольца, удобные для захватывания.
	От 6 до 12 месяцев. Вызывать подражание произносимым слогам и простым словам.
Называть окружающих людей, предметы, действия. Учить выполнять некоторые
движения и действия по слову взрослого, подкрепляя его показом. Побуждать к
ползанию, вставанию, ходьбе с опорой, а позднее и без нее. Для обогащения
ребенка впечатлениями и развития его речи показывать животных, заводные
игрушки, а с 10 мес. и картинки. Игрушки не подвешивать, а класть в манеж, в
кроватку, на пол. Совершать элементарные приемы с предметами, наглядные для
подражания.
	Рекомендуемые игрушки: многокрасочные, звучащие, мячи, легкооткрывающиеся
коробочки, складные матрешки, небольшие пирамидки.
	Воздушные ванны, закаливание и гимнастика грудных детей. Воздушные ванны летом
проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха
не должна быть ниже 22-20ЬС. Начинают их с 1-1,5 мес., оставляя ребенка
обнаженным на 1-2 мин., 2-3 раза в день. Затем это время постепенно
увеличивают и к 6 мес. доводят до 8-10 мин., а к концу года -- до 12-15 мин.
Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно
проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны проводят в тени, т.к. у
детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание
(тепловой удар или ожоги кожи).
	Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влажных обтирании,
постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5-2 недель кожу ребенка 2 раза в
день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до
покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуется
пользоваться варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде,
отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают
постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под
одеялом. Температура воды вначале 3536ЬС, через неделю 32-33ЬС, затем каждый
месяц температуру снижают на 1ЬС, но не ниже 30ЬС. Обтирания проводят обычно
после утреннего сна в течение 4-6 мин. Закаливание должно вызывать у ребенка
только положительные эмоции. При заболевании, остановке в весе, повышенной
возбудимости процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с
начальных этапов.
	Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и
систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, правильно формируются
мышцы и скелет, ребенок быстрее растет. Основное внимание при занятиях
гимнастикой в грудном возрасте уделяют развитию правильных движений. До 3 мес.
активно сгибать и разгибать руки и ноги не следует, т.к. можно растянуть мышцы
и связки. Применяют т.н. пассивные упражнения: проводят пальцами по
позвоночнику, что вызывает его разгибание, укладывают ребенка на живот -- он
старается приподнять голову, когда прикасаются к стопам, отталкивается ногами.
Полезно, поглаживая его, вызывать активные движения ногами, руками и всего
тела.
	В возрасте 3-6 мес. вводят движения конечностями ребенка -- скрещивание рук и
ног для растягивания мышц-разгибателей спины, а в конце этого периода --
активные упражнения, стимулирующие ползание и движения рук, которые проводят с
яркими игрушками.
	В возрасте 6-10 мес. на ползание обращают основное внимание: оно укрепляет
многие группы мышц туловища и конечностей. Следует как можно больше
разговаривать с ребенком во время упражнений, фиксируя их словом-указанием.
Закрепляя рефлекс, одновременно развивают его речь. В комплекс упражнений
вводят повороты со спины на живот и обратно, круговые движения руками,
выгибание, приседание и др.
	В 10-14 мес. ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь. Поэтому в
комплекс вводят такие упражнения, как -- поднимание ног, приседание при
поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия
способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и
самостоятельность ребенка.

Hosted by uCoz